юююФельетоныюю

Информационно-публицистический ресурс Владимира Вольвача.

Последнее обновление 01.08.2010 г.

юююю

Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.Инновационный вуз на рынке образовательных услуг 

© Авторские права защищены. при цитировании ссылка на ресурс обязательна. Производство web-мастерской "Сад камней". Для писем

Цитаты

У нас в России сейчас полная свобода, ходи по улицам в чем хочешь, и никто слова не скажет. Это вам не демократия Запада. Там с этим сейчас построже. Во Франции даже закон приняли: оскорбляют, мол, женщину, закрытые - только прорези для глаз - национальные костюмы. Да и террористам в таком наряде в щелку контроля проскользнуть сподручнее. В Швейцарии пока так ходить можно, но вот строить новые минареты они запретили. Неспокойно от этих проблем и в некогда толерантных Голландии и Бельгии, да и в Англии эмигрантам, которые никак не ассимилируются и демократические ценности не ценят, уже не рады.

("Наше Время", Ростов-на-Дону)

Комментарий

Тема дня

ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Приобщение к православию - это прежде всего приобщение к культуре, именно в этом контексте и надо рассматривать День крещения Руси. Приблизительно так откликнулась на это событие колумнист раздела комментариев газеты «Ведомости» Майя Кучерская.

В самом деле, по наиболее распространенной теории Э.Шейна, всякая культура имеет три взаимосвязанных уровня - базовые ценности, поведенческие установки (обычаи, ритуалы, правила, морально-навственные нормы), и артефакты (символы и проч.) Религия - безусловно часть культуры любого народа, поскольку очень сильно влияет, и не просто влияет, а зачастую определяет все три уровня. В основе нашей культуры лежат православные ценности (несколько отличаются от католических, и довольно сильно - от протестанских).

Однако, по этому поводу в сети появились и отзывы атеистов. Воинствующие атеисты на самом деле не против религии как таковой, и даже не против церкви борются - они противники национальной культуры, которая (исторически так сложилась) является православной. В свое время большевики именно атеизм сделали главным инструментом борьбы против национальной культуры, что являлось необходимым условием для утверждения культуры "пролетарского интернационализма". Убогая и примитивная форма этого атеизма оказалась чрезвычайно живучей - до сих пор процветает в среде недостаточно грамотных людей, которые при слове "православие" сразу начинают популярно излагать содержание пропагандистских брошюрок, писавшихся еще в 20-е годы.

Утрата православной религии мгновенно оборачивается утратой национальной культуры - самый яркий пример этого - ослабление религии и церкви в конце 19 века. Церковь тогда не сумела или не захотела меняться в соответствии с условиями быстротекущей жизни, и кончилось все тем, что пришли адепты новой веры, провозгласившие, что "Бога нет, а есть Человек". Подмена Бога Человеком большевикам понадобилась для того, чтобы пересмотреть вечные христианские ценности и приспособить их к оправданию любого преступления - во имя Человека, разумеется... Нацисты в Германии действовали идентично, с той лишь разницей, что их Человек был арийцем, характера нордического, стойкого и вообще "белокурой бестией".

Разумеется, годы господства "научного атеизма" не прошли бесследно. Мало того, в соответствии с советскими (в том числе совковыми) ценностями до сих пор живет большая часть народа - именно этим объясняется такое большое количество называющих себя православными, но невоцерквленных, этим объясняется живучесть советской мифологии, любовь к советским артефактам, к произведениям искусства советского времени, например, к фильмам - хотя здесь нужен отдельный разговор.

Между тем, атеизма как мировоззрения не существует, ибо не может быть мировоззрения, построенного на отрицании. Атеизм - это позиция воинствующей пустоты, причем большинство так называемых атеистов элементарно невежественны именно в этой области знания, все что они себе затвердили, так это "Бога нет!". при этом нижтоже сумняшеся придерживаются христианских ценностей, морально-этических норм и поведенческих установок, как господин Журден, с удивлением узнавший, что он, оказывается, говорит прозой.

Одно из ключевых положений так называемого научного атеизма - это якобы имеющее противоречие между научным и религиозным мировоззрением. Однако, отношение к религии и отношение к науке не могут ни отрицать друг друга ни влиять друг на друга. Предметом науки является, грубо говоря, окружающий человека физический мир, предметом религии - внутренний мир человек, полностью трансцедентный.

Представление о том, что религия ограничивает процесс научного познания - это заблуждение или ложь. В священных книгах фундаментальным как раз является тезис о бесконечности познания Бога и всего созданного им мира.Это тезис о бесконечности познания перекочевал из религии в науку, поскольку ни одного рационального доказательства его в научном мировоззрении нет. То есть тезис о бесконечности познания может быть только предметом Веры.

Еще один расхожий тезис - о том, что христианская религия всего лишь обобщила уже якобы бытовавшие и разделяемые большинством "общечеловеческие ценности", а вовсе не открыла новую истину. Видимо, в благодарность за это "обобщение" большинство и распяло Христа. И не большинство ли улюлюкало и аплодировало, когда христиан на арене скармливали диким зверям? Гонения на христиан - причем именно по идеологическим соображениям - это свидетельство того, что последователи Христа проповедовали вовсе не приемлемые для большинства принципы. Общечеловеческими они станут много позднее.

Но не только пережитки советского прошлого являются причиной распространения атеизма, еще одна из причин - торжество общества потребления.

Советское общество обладало идеями - плохими или хорошими, другой разговор. После приблизительно 68 года, когда были развеяны последние остатки веры в "коммунизм с человеческим лицом", идеи стали уступать ценностям общества потребления это была и закономерная реакция, и влияние Запада. Люди устали от служения идеям и в ходу оказались простые и незамысловатые материальные потребности. Потреблять и не задумываться над смыслом жизни! - этот принцип господствует и сейчас. Еще в семидесятые годы лучшие писатели земли русской (Шукшин, например, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко), признавая закономерность временного отступления от духовных ценностей, били тревогу, опасаясь, что временное станет постоянным. Не зря били. Выросло целое поколение, для которого "святые места" - это столовая, спальня, и, пардон, нужник, а все остальное - беллетристика для умного разговора на сытый желудок.

Атеист ведь не в Бога не верит, он в существование души не верит, а следовательно, не допускает мысли, что духовные императивы могут быть выше материальных потребностей. Очень удобно иметь свой собственный морально-нравственный кодекс. Его всегда можно составить из таких ценностей, которыми был бы оправдан любой поступок - для дополнительного удобства можно эти ценности назвать "общечеловеческими"... Душа - дело хлопотливое, ее ведь все время спасать нужно, а нет души - и хлопот никаких. Вот и весь атеизм.

Поколение "общества потребления" крайне агрессивно относится к любым поползновениям на их систему "ценностей", и особенно сильно их тревожит меняющаяся роль церкви в современной жизни: Кирилл требует от клира, чтобы те вышли из определенной советской властью резервации, шли бы в больницы, школы,полноправно участвовали бы в делах общества, везде, где люди нуждаются в помощи и поддержке. Церковь всего лишь возвращается на то место, с которого ее когда-то изгнали большевики, она старается вернуть приоритет духовных ценностей, всегда составлявших фундамент русского национального самосознания. Именно поэтому поколение общества потребления во чтобы то ни стало, на уровне подсознания, стремится опорочить религию, и главный огонь направляет против церкви и патриарха Кирилла. Оно и полезно для успокоения собственной совести - уверив себя, что Бога нет, а церковь порочна, а Кирилл носит дорогие часы, можно со спокойной совестью вернуться к привычным радостям жизни. Если души нет, значит ничего болеть не может, не так ли?

Вероятно, в нынешней скоординированной пропагандистской атаке на православие е сть и пресловутая "рука Запада". И все же, в первых рядах тех, кто очень хочет "почистить" национальное самосознание, причем до самого дна, - не иностранцы какие-нибудь а именно россияне. В "Братьях Карамазовых" таким является, например некто Смердяков, сильно вслух горюющих, что французы не сумели завоевать Россию: мол, умная нация победила бы глупую (в смысле российскую) и научила (или заставила) бы нас всех жить хорошо. Дожив до 80-х годов двадцатого столетия, смердяковы горевали уже, что СССР победил в Великой Отечественной войне, не будь этой победы "мы бы сейчас пиво пили бы сорока сортов". За доступ к пиву сорока сортов и прочим земным радостям смердяковы легко отдадут не только национальную религию, но и Родину, могилы дедов, маму - да все, что угодно. А чтобы легче это было сделать. ищут оправдание себе в том, что патриарх, оказывается носит часы стоимостью сколько-то там тысяч евро. А раз так - то "все позволено"...

Владимир Вольвач

30 лет со дня смерти В. Высоцкого

* * *

Наверно, ты скоро забудешь,

как жил на краткой земле.

Ход времени не разбудит

оборванный крик шансонье.

Несут тебе свечки по хляби.

И дождик их тушит, стуча.

На каждую свечку - по капле.

На каждую каплю - свеча.

А.Вознесенский

События недели

15:32, 31 июля 2010

Кудрин: Рост ВВП РФ выйдет на докризисный уровень к концу 2012 года


Кудрин: Рост ВВП РФ выйдет на докризисный уровень к концу 2012 года

Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что рост валового внутреннего продукта в России выйдет на докризисный уровень к концу 2012 года. Подробнее…

все новости

открыть материал ...
Дмитрий Медведев вчера принял отставку главы президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой. Правозащитники считают, что причиной стала "травля", а эксперты говорят об усталости "от противостояния" с первым заместителем…
ВЕДОМОСТИ

HSBC сделает ставку на Россию

HSBC, вложивший в развивающиеся рынки стран БРИК уже более $90 млрд, теперь ставит на Россию, доля которой в инвестпортфеле банка выросла до 30%.
Читать целиком
HSBC сделает ставку на Россию

Эксперт Online

Деньги потекли

Деньги потекли

Июнь показал динамичный рост инвестиций в основной капитал российских компаний

Россия и мир

Российская демографическая статистика, как и сама страна, медленно идет на поправку

Российская демографическая статистика, как и сама страна, медленно идет на поправку

01/08/2010   Я собирался подготовить статью с цифрами и выкладками последней демографической статистики из Госкомстата, которые показывают, что демографические показатели в России продолжают медленно, но уверенно улучшаться. Но затем я увидел, что Анатолий Карлин уже подготовил качественный анализ последних тенденций. Однако я все равно хочу хоть что-нибудь да написать, так как считаю, что этот вопрос заслуживает внимания, а западные прогнозисты в нем почти все до единого глубоко заблуждаются. >>

Геополитический анекдот

Геополитический анекдот

01/08/2010   Оказывается, визит президента Асада в Минск стал, на самом деле, очередным шагом вперед на пути строительства новой геополитической коалиции, которая должна объединить Белоруссию, Сирию и Венесуэлу в некоем тройственном союзе. В скором времени президенты этих трех стран должны встретиться в Дамаске, чтобы конкретизировать основные направления их дальнейшего сотрудничества, среди которых фигурирует, в частности, такая животрепещущая проблема, как «дистанционное зондирование Земли». >>

 

Используются технологии uCoz