ПОЧВЕННИКИ И ЗАПАДНИКИ

События августа внесли большое разнообразие в стародавний спор российской интеллигенции - спор между "западниками" и "славянофилами", которые правда сегодня именуются "почвенниками".

Нет никаких оснований говорить о том, чтот спор носит идеологический характер, поскольку речь идет не столько об идеологиях, сколько об общественных настроениях. Почвенничество - не стройная концепция, и не система взглядов, это, собственно говоря один взгляд - об "особом пути" России, причем каким именно является этот "особый путь" - здесь могут быть самые разные точки зрения. Но и "западничество" отнюдь не стройная концепция, и далеко не "система взлядов". Скорее, это тоже один взгляд - о том, что российское общество должно всего-навсего прилежно копировать западные облразцы, или как изящно выражались в позапрошлом веке, "донашивать выброшенные Европой шляпки".

На самом-то Западе, если читать труды социологов, а не заполнять мозги газетными штампами, отношение к самим себе куда как более разнообразное, чем у наших "западников". Пора признать очевидное - реальный Запад и тот "Запад", что застрял в голове у некоторой части россиян, имеют не больше сходства, чем луна на небе и лунная дорожка в море.

Как написал в газете "Ведомости" один из постоянных авторов, господин Артемьев, "желание уязвить лишний раз Запад, поступить назло ему является оборотной стороной комплекса собственной ущербности". Свежая мысль, нечего сказать. Прежде чем автор взял ее на вооружение, ее раз двести можно было прочитать в течение последнего года в самых разных европейских и американских СМИ. Прочитывается просто: кто вздумал не согласиться с Западом, тот ничтожная личность! Почвенники на этот "железный" довод отвечают соответственно - а тот, кто критикует Россию - тот "враг"!

Августовские события в значительной степени смешали карты и выявили, на первый взгляд, поразительную картину - многгие "западники" вдруг начали произносить вполне патриотические речи, что по мнению указанного автора, также говорит о заразительности "национальной ущербности".

Господин Артемьев не сумел или не захотел заметить главной причины, по которой часть либерально мыслящей публики вдруг смешалась с рядами "патриотов". Эта причина - в реакции Запада на разрушение мирного города и убийство сотен ни в чем неповинных граждан, в том пропагандистском вале лжи и лицемерия, который хлынул к нам из Европы и США. Розовенький благопристойный "Запад", о котором столько талдычили наши "западники", вдруг засунул подальше в задницу свою пресловутую "систему ценностей" и явил миру холодную и циничную систему национальных интересов. Возмущение этой метаморфозой - это, по мысли господина Артемьева. и есть признак "ущербности".

Запад в таких делах не является "ущербным", там двойная мораль и двойные стандарты - часть образа жизни.

Определенный поворот в общественном сознании, который совершился из-за августовских событий, гораздо глубже и существеннее. чем это предполагает автор, стремящийся загнать его в пропагандистские штампы. Он состоит в том, что так называемые "патриоты-почвенники" и "либералы-западники" - это карикатурная, абсолютно несущественгная часть общества. Конфликт показал, что большинство мыслящей публики является патриотами, и всем дороги национальные интересы. И даже сами национальные интересы понимаются одинаково - они прежде всего заключаются в росте духовного потенциала и материального благосостояния граждан России. Различаются лишь способы реализации этих интересов, оспаривается степень их согласованности с национальными интересами других мировых держав. Часть иллюзий по поводу совместимости интересов России и Европы исчезла.

Владимир Вольвач

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ииммььтт


бб
Используются технологии uCoz