КРИЗИСЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ НЕ БЫВАЮТ?..

Общая черта этого кризиса как раз в том, что никто не понимает, что происходит. Родившись, как финансовый кризис, даже после мощный вливаний и решения проблемы ликвидности в банковской сфере, кризис не прекратился а перешел в реальный сектор, Одно из объяснений - он породил в области экономических отношений кризис доверия, Один из теоретиков социального капитала,  Фрэнсис Фукуяма указывал, что наличие доверия – это основной институциональный фактор, существенно повышающий эффективность экономики в глобальных условиях. Кризис доверия, возникший в финансовой сфере, породил кризисные явления в реальном секторе экономики.

Если говорить о российской экономике, то кризис у нас имеет несколько специфических особенностей. Во-первых, неразвитость финансовых институтов, из-за чего определяющим источником развития корпораций являются кредиты, а не ценные бумаги, допустим. В результате реальный сектор оказался чрезвычайно чувствительным к «кредитному кризису». Немаловажным обстоятельством является и низкая производительность труда в нашей экономике. Совсем недавно консультанты компании Strategy Partners, проанализировав данные Росстата, Всемирного экономического форума и Всемирного банка, ряда других авторитетных  источников, пришли к выводу, что уровень производительности российских предприятий составляет 10-30% от уровня США. В докладе, подготовленном компанией, указывается, что если бы всего 10% от общего числа занятых в России работали на предприятиях со средним уровнем производительности в США ($137 00 на занятого), то валовой выпуск российской экономики увеличился бы приблизительно в 1,4 раза, а ВВП в — 1,5 раза.

Безусловно, низкая производительность досталась в наследство еще от советской экономики, но за последние десять лет она существенным образом не возросла. Почему? Наиболее распространенное мнение – в последние годы в стране наличествовали «лёгкие» деньги. Во-первых, в страну пришло множество инвесторов, во-вторых, появилась сверхприбыль в нефтяном и газовом секторах. Как следствие - быстрорастущие рынки, для которых характерно накопление некачественного персонала в корпорациях, испытывающих бум. На подготовку классного специалиста требуется время, а тут бурный рост, развитие, в результате на работу принимаются все, кто оказывается под рукой. А по данным Академии народного хозяйства при правительстве России, озвученным ее ректором Владимиром Мау еще лет пять назад, как минимум 10-12 процентов работающих нуждаются  либо в полном профессиональном переобучении, либо в повышении квалификации, и положение это не изменилось. В результате, в корпорациях  накопился, условно говоря, избыточный персонал. «избыточный» не в том смысле, что ненужный, а в том, что не соответствующий тем функциям, которые на него возложены. Родилось даже понятие – «офисный планктон». Теория мотивации труда утверждает, что  везде, где идёт бурный рост заработной платы, не связанный с производительностью, требования к сотрудникам падают.
Низкое качество персонала оказывается губительным для современного экономического роста даже в нормальных условиях, не говоря уже о кризисных, по той простой причине, что «локомотивами» экономики являются инновационные или постиндустриальные секторы. Постиндустриальным ученые называют общество, в экономике которого приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом является информация и знания, следовательно, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Японию (67,7 % ВВП, 2001 год) и Россию 61 % ВВП 2008 гг.).

Рынок услуг (образовательных, консалтинговых, финансовых, посреднических, инновационных) развивался в последние десять лет опережающими темпами. Бурное развитие позволяо закрывать глаза на накапливающиеся диспропорции, в том числе на отставание в производительности труда и низкое качество управления. Ведь был потребительский бум. Теперь спрос упал, а кредиты просто так уже не получить, банки стали более требовательны. Оказалось, что собственных накоплений и инвесторов нет, как нет и сверхприбыли. «Легкие» деньги кончились. Теперь деньги надо зарабатывать долго и упорно.

Но недостаточная квалификация персонала – это только одна из причин невысокой производительности труда, очень важной причиной является низкая эффективность управления. Некоторые исследователи даже полагают, что производительность труда лишь на 10% зависит от профессиональной квалификации работников, а на 90% - от эффективности управления, определяемого как способностями менеджмента, так и применением современных управленческих технологий – стратегического планирования, организации труда по проектам, контроллинга, электронного документооборота, системы мотивации и практики социального партнерства.

Сушествует феномен в управлении, вызываемый стабильным состоянием рынка при низком уровне конкуренции когда необходимость в стратегическом планировании  снижается. Рынок спокоен, легко прогнозируем, хорошо организован и при этом как бы на себя частично перенимает функцию стратегического управления от корпораций. И совершенно другая ситуация складывается во время кризисного состояния рынка, когда наступает обострение конкуренции. Сейчас всем придётся заново учиться работать в условиях высокой конкуренции. Пока прибыли всем хватало, далеко не каждая компания занималась стратегическим планированием, иногда этот план составляли по факту. Зачем стратегиями усложнять свою жизнь, если и так все стабильно?

Безусловно, в настоящее время особую ценность приобретает маркетинговый анализ, без которого невозможно никакое стратегическое планирование. А ведь это та область деятельности, которая явно недооценивалась в экономике региона. Маркетологи в компаниях нередко занимаются медиа-планированием, организацией рекламных акций, одним словом, оперативным маркетингом, но никак не стратегическим. Может быть, наконец-то сейчас, в условиях кризиса, профессию «маркетолог» оценят по достоинству.

Слабость маркетингового анализа приводит к тому, что возрастает опасность некачественного стратегического планирования: если стратегия составлена неверно, если рынок проанализирован ошибочно, а качество прогнозов оставляет желать лучшего, то крах компании очевиден. А прогнозировать сейчас невероятно сложно. В условиях стихийного и нестабильного рынка правила игры становятся жёсткими, вопрос идёт о выживаемости рыночных субъектов. Такого потребительского бума теперь уже не будет. В выигрыше будет тот, кто правильно воспользуется своими конкурентными преимуществами. Если раньше и так всем хватало прибыли, теперь за каждого потребителя будет идти борьба.

Несомненно, каждая корпорация имеет собственный набор конкурентных преимуществ, но общим для всех, несомненно, является качество персонала, или говоря более наукообразно, величина человеческого капитала. При выборе персонала нельзя ограничиваться лишь формальными показателями. Я бы отложил в сторону дипломы, ведь это только то, с чего карьера начинается. Гораздо важнее компетенция, опыт, знания. Кризис – это тот период, когда отсеиваются неэффективные, неграмотные, ленивые, недостаточно замотивированные, не умеющие работать сотрудники. Конкурентоспособные специалисты всегда будут иметь возможность найти работу.

Руководству компаний необходимо не забывать о том, что существуют такие вещи, как внутрифирменное обучение, а службы управления персоналом не должны ограничиваться функциями еще старых советских отделов кадров, как это происходит сейчас в 80 процентах случаев.

Сейчас самыми востребованными будут специалисты нового типа: не столько обладающие знаниями, сколько владеющие компетенциями. Знающий специалист всегда готов принять решение по знакомой ситуации, а компетентный может принять решение по ситуации, которую не знает, но он готов действовать, опираясь на те методики, знания и навыки, которыми владеет. Только материальным стимулированием таких специалистов мотивировать сложно. Эти люди знают себе цену. Главное – им нужно самореализовываться и чувствовать себя незаменимыми. Соответственно, нужна другая корпоративная культура. Нужно помнить, что корпоративная культура – это не только символика, одежда, это отношения внутри коллектива, качество этих отношений, ценности, заложенные в понимании сотрудников. Сейчас одной из этих ценностей должен стать профессионализм.

Не надо рассматривать этот кризис как нечто временное, который через месяц прекратится и всё вернётся на круги своя.  Если посмотреть прогнозы экспертов, конец кризиса и стабилизацию экономики планировали на середину 2009 года. Следующий прогноз – весь 2009 год будет тяжёлый. По последним оценкам – через три года кризис закончится.

На самом деле, это состояние экономики теперь в некотором смысле будет всегда. Ушла виртуальная стоимость, ушли ошибочные оценки ценных бумаг, рынка недвижимости… Мыльные пузыри лопнули. Теперь результаты имитированием планирования, поддельным профессионализмом не получить. Надо засучивать рукава по полной программе и работать.

Владимир Вольвач

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ииммььтт


бб
Используются технологии uCoz