юююФельетоныюю

Информационно-публицистический ресурс Владимира Вольвача.

Обновляется по средам и субботам. Последнее обновление 15.09.2010 г.

юююю

Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.Инновационный вуз на рынке образовательных услуг 

© Авторские права защищены. при цитировании ссылка на ресурс обязательна. Производство web-мастерской "Сад камней". Для писем

ДИСКУССИЯ:

ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА

Принято считать, что  раз сегодня не сформулирована национальная идея, то и национальная идеология отсутствует. Точнее было бы сказать, что идеология есть, но нет политических структур, которые взяли бы на себя труд стать ее выразителями и распространителями. Если уж употреблять общепринятую в мире символику, то демократы у нас есть (они же "космополиты", они же "либералы", они же "общечеловеки", партии перечислять нет смысла), центристы у нас есть (это не только «Единая Россия», но и псевдо-оппозиция в Госдуме), но у нас нет консерваторов. ДАЛЕЕ>>>

Комментарии

 Наша экономика - это экономика высоких трансакционных издержек (издержек обмена), в то время, как экономика Запада - это экономика низких трансакционных издержек. Для нас справедлива теорема Познера, по сути, обратная к теореме Коуза: если трансакционные издержки велики, всегда найдется такое распределение ресурсов, которое обеспечит производство большего общественного продукта, чем распределение, достигнутое при помощи рыночных трансакций. Чиновник, государство и есть инструмент оптимизации общественного продукта при слабой работе рынка.

ChesRu

Воссоздание национальной идеологии таит в себе очень большую опасность - опасность впасть в доктринерство. Большевистская идеология ведь тоже вначале содержала в себе теорию, однако, наложившись на взбулгаченное, хаотическое национальное самосознание начала столетия, вначале выкинуло из себя теоретическое рациональное зерно Маркса, а потом, не ужившись с природным русским коммунизмом, превратилось в голую доктрину "через насилие - из царства необходимости в царство свободы". Закончилось все, как известно сталинской диктатурой, который не исповедывал никакой идеологии, точнее пользовался любой, приспосабливая ее к своим нуждам.

Сейчас есть подход к национальной идеологии как системе ценностей - очень много по этому поводу из современных в работах А.С. Панарина, к сожалению, уже покойного. Мне кажется, еще одним источником может стать теория пассионариев Гумилева, тогда теоретическая конструкция выглядит несколько иначе - в основу ложится национальная миссия, а уже на ней строится идеология. Эта парадигма, кстати прослеживается в тысячелетней истории России, с те времен, как провозгласили себя наследницей Византии.

Мне кажется, не только мы, но и западное общество пришло к окончательному выводу, что Марксова детерминированность экономики и идеологии изжила себя полностью. Глобализация образовала во всех более-менее развитых странах одну и ту же экономическую модель, и человечество вздрогнуло, оказавшись перед лицом национальной унификации.

Американский неоконсерватизм ведь не случайное явление - янки возомнили, что их идеология теперь и есть общемировая, да вот только другие-то народы не готовы согласиться. Мне кажется, что теперь мы вправе ожидать всплеска такого же "неоконсерватизма" в других странах - кое-где уже наблюдаем, только консервативные ценности, переведенные на современный язык. несколько иные.

Россия созрела для своего неоконсерватизма, только он может вывести нас из тупика, в котором находимся.

kuznecova

Мнения о публикации можно присылать на сайт E-Mail: soboranin2005@yandex.ru, они будут опубликованы.

Комментарий

Тема дня

КОНЕЦ ДЕМОКРАТИИ

Приблизительно так, по аналогии с предсказанным Ф.Фукуямой «концом истории», можно обозначить полемику, вспыхнувшую в печати после выступления Д. Медведева  по политическом форуме в Ярославле. Газета «Ведомости» пересказала "сентябрьские тезисы" Медведева кратко: гуманистическое гражданское право; модернизация; независимый суд и гуманное уголовное право; образованное и активное общество; самоидентификация граждан как жителей свободной страны. Ни слова про выборы. Создается впечатление, что мы присутствуем при кризисе основных демократических институтов, в том числе такого фундаментального, как выборы. существенное влияние на этот институт оказали процессы массовизации общества и развитие средств информации и коммуникации, позволяющих формировать послушное общественное мнение и предсказуемое поведение большинства электората. все больше дает о себе знать эффект "массовой демократии" Между "массовой демократией" и авторитаризмом по сути нет никакой разницы, они не могут противопоставляться. Какая разница, под чьим диктатом находится индивидуум - под диктатом верховного правителя или массы, которая также способна подавлять любую индивидуальность? И диктатор и масса, реализующая власть через вполне демократическое прямое голосование, могут существовать только при подавлении индивидуальности, другого быть не может. Именно поэтому все тоталитарные режимы устанавливались по воле масс, и поддерживали власть за счет непрерывной массовизации общества.К фукуямовскому "концу истории" привел именно технологический прогресс, только, увы, привел он не к торжеству демократии, а к ее концу - с развитием коммуникаций демократия стала превращаться во власть массы, между демократией и авторитаризмом разница исчезла. Ясно, что теперь нужны иные механизмы демократического процесса - ни прямая, ни представительна дем. в классическом варианте для этого уже не годятся. Между тем, президент, выдвинувший пять признаков современной демократии, не назвал самого главного, и это были не выборы. Демократия - это САМОУПРАВЛЕНИЕ. Не управление от лица народа, пусть даже оформленное голосованием, и не просиживание задницы в Госдуме по поручению кучки отщепенцев (некоторые господа это называют "либеральной демократией"), и не равный допуск к распилу бюджета всех проходимцев (гарантии такого допуска, наверное, нравятся Немцову и Березовскому). В фундаменте - право и возможности для гражданина управлять самим собой, своей жизнью и свободой. Это право и возможности жильцам дома управлять своим домом, а населением региона - своим регионом, а гражданам страны - своей страной.И этот принцип должен последовательно быть реализован на всех уровнях - если на каком-то не реализован, демократии нет.

Владимир Вольвач

Россия и мир

Чем Путин полезен Японии

Чем Путин полезен Японии

15/09/2010   Подозрительность в отношении Китая, характерная для окружения Путина, — это шанс для Японии. Компромисс по «северным территориям» пойдет на пользу российским интересам, если от этого улучшатся стратегические отношения с Японией. Но Москва не будет рассматривать компромисса по вопросу островов, если со стороны Токио не последует существенно выгодных предложений. >>

Европа и нарождающиеся великие державы

Европа и нарождающиеся великие державы

15/09/2010   Мировой центр тяжести перемещается в восточном направлении настолько быстро, что мы, европейцы, почти чувствуем, как земля движется у нас под ногами. >>

Москва выступает за сближение с НАТО

Москва выступает за сближение с НАТО

15/09/2010   Россия ищет сближения со своим бывшим заклятым врагом НАТО. В настоящее время обсуждаются три модели: полное членство в НАТО, союз с западным Альянсом на основе двустороннего договора о сотрудничестве, а также создание координационного совета. Этот совет должен согласовывать деятельность НАТО, ОДКБ и ШОС. >>

Ратифицируйте новый СНВ!

Ратифицируйте новый СНВ!

15/09/2010   Если мы не ратифицируем новый договор СНВ, то Америке это обойдётся в очень высокую цену, причём как с точки зрения репутации, так и с точки зрения безопасности. Ведь тогда у США будет гораздо меньше информации о планах развития ядерных вооружений России. К тому же в этом случае в обозримом будущем не будет никаких сокращений арсеналов, достигающих общей численности в двадцать тысяч единиц. >>

Используются технологии uCoz