Русский бизнес

В деле коррупции по определению не может быть одного участника, поэтому, когда бизнесмены начинают жаловаться на коррупцию, перед глазами встает умилительная картина: двух соучастников в воровском деле поймали за руку, и один начинает всю вину сваливать на другого; я, мол, не хотел, это он меня заставил, и вообще меня, как насмешливо писал Достоевский, "среда заела".

Наш бизнес нечистоплотен, вороват, когда над ним не стоят с палкой - нагл и нахрапист, и начисто лишен того социального капитала, который Фукуяма определяет как "капитал доверия". "Вороват" - так говорят про человека, над которым если с палкой не стоять - обязательно присвоит чужое. А ворует бизнес сам у себя. Каким бы скверным ни было государство, но наибольший урон бизнесу наносит нечестная конкуренция, больше государства любой бизнесмен боится своего брата бизнесмена, который с такой же легкостью, с какой не платит налоги, готов кинуть партнера, присвоить его имущество, подставить ножку конкуренту... Нынешний бизнес - это борьба без правил.

Общество (и вслед за ним государство) предпринимателям не доверяет, и они ровным счетом ничего не делают для того, чтобы это доверие завоевать. У нашего бизнеса нет собственного кодекса чести. В 1996, дай Бог памяти, году Новосибирская гильдия риэлторов исключила из своих рядов одну довольно крупную компанию - за нечестную конкуренцию. Это единственный случай, который я знаю, такого рода.

Современная экономика управляется с опорой на капитал доверия, который поддерживается и писанными, и чаще – неписанными нормами деловой этики и поведения, она предполагает у участников коммерческих операций наличия определенных ценностей. У большинства представителей российского бизнеса ценности такие, что в Европе приходят в ужас от перспективы продажи активов россиянам. В развитых, как принято говорить, странах странах в большинстве своем бизнес вырабатывает правила честности и порядочности, и сам же их придерживается.

Часто приходится слышать, что в нашей стране честный бизнесмен не может работать. Правильно, не может. Западный честный бизнес, во всяком случае, к нам приходит только скрипя сердцем и в составе крупного эшелона, захватив оборонительные средства. А мелкий западный бизнес, не имеющий собственной мощной защиты и привыкший опираться на защиту государства – своего государства! -  к нам не приходит: он не желает иметь дела с коррупцией.

Если бы наш бизнес набрался стойкости и стал таким же не приемлющим коррупционные методы, экономика, может и остановилась бы на некоторое время, и чиновничья власть рухнула бы. Но зато бизнесмен стал бы потом диктовать правила, а не чиновник. Только от нашего бизнеса ждать таких подвигов трудно - чтобы он вдруг вознамерился взять на себя ответственность за состояние общества? Наш бизнес рожден в воровской малине, воспитан на большой дороге, возмужал в джунглях самого дикого капитализма и подчиняется только одному святому правилу, часто приписываемому Марксу: "Нет такого преступления, на которое не пошел бы бизнес при 300% прибыли!"

При этом бизнес громко стенает, что чиновники принуждают его давать взятки! Не надо грешить - это не только чиновники, но и бизнес кровно заинтересован в том, чтобы законы толковались вкривь и вкось, а чиновники брали взятки, потому что в этом случае прибыль будет гораздо слаще, чем суровый хлеб честной конкуренции. Исчезни за одну ночь коррупция - наш бизнес волком взвоет - половина бизнесменов по миру пойдет, поскольку сами они профессионалы абсолютно никудышние, а настоящих профессионалов никогда на работу старались не брать, чтоб не платить им большие деньги.

Конечно, не следует всех стричь под одну гребенку. У нас честных и порядочных предпринимателей, или старающихся быть таковыми. Но пока погоду делают не они, а совсем другие, которые свято веруют, что рубль весит больше моральных норм, а капитал порядочности или просто респектабельности в России процентов не приносит.

Безусловно, у современного русского бизнеса есть первородный грех, на нем лежит печать проклятия нечестной приватизации 90-х годов. Эта родовая травма, которую общество не забыло и так просто не забудет еще несколько поколений. Именно поэтому большинство россиян в соответствии со старой ценностной системой считает бизнес делом нечистоплотным. Но  что любопытно - либеральная интеллигенция, зачастую нищая, насмерть бьется, развенчивая советские стереотипы и пытаясь реабилитировать бизнес в общественном сознании  и утвердить уважение к частной собственности, а сам бизнес не только ничего для этого не делает, но и наоборот, делает все, чтобы общество в своем заблуждении утвердилось.

В нынешнем ценностном болоте, и моральной грязи, в которой находится Россия, белых и пушистых нет. В этом все виноваты по своему, и никто не жертва - бизнес и чиновники виноваты больше других, потому что, в отличие от остальных, обладают ресурсами для изменения жизни, то есть могут жизнь изменить, но не хотят - привыкли, притерпелись, принюхались и даже вполне довольны.

На Западе бизнес давно уже не зарабатывает деньги, в том смысле, что это не является его первоочередной целью. Первоочередная цель, если буквально переводить с английского - нарабатывать "капитал отношений", который только и создает атмосферу доверия. Что бывает, когда эта атмосфера нарушается, показал нынешний кризис. Его ведь умные люди и называют "кризисом доверия", то есть из-за возникшей паники на рынке недвижимости американский бизнес на некоторое время стал таким, каким он всегда является в России… На какое-то время мировая экономика «отъехала» в своем развитии лет на пятьдесят назад – и возник кризис.

Чтобы доверительные отношения восстановились, нужно время. Нкам бы это время использовать и поспешать всеми силами, чтобы снова не отстать – только первыми на этот раз должны бежать представители бизнеса…
Владимир Вольвач

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ииммььтт


бб
Используются технологии uCoz