Вольвач В.Г.
В71 Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009.148 с. : ил.
ISBN 978-5-94502-179-2.В монографии представлены социально-философский анализ взаимодействия России и Европы в исторической перспективе, а также отражение этого процесса в национальном сознании.
УДК 1(091)
Барановский А.И., Вольвач В.Г. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг. Монография. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005. - 171 с.
|
Комментарии
ПАТРИОТИЗМ И ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА
«Ведомости» продолжают дискуссию о роли церкви в жизни российского общества, и в ходе обсуждения неожиданно всплыл вопрос о том, в какой мере соотносятся православная культура и патриотизм. Может ли быть подлинным патриотом России, не будучи православным?
Церковь в России знала разные времена и разные формы социальной несвободы — от «мирного», но полного контроля со стороны власти до жесточайших гонений, — но никогда это не влияло на ее внутреннюю жизнь. Преподобный Серафим Саровский, святители Феофан Затворник и Филарет Московский (Дроздов) — современники эпохи «ведомства православного исповедания». В советское время через лагеря прошли тысячи святых мучеников, прославивших Русскую Церковь. Подлинная свобода и величие Церкви в них, в тех, кто, несмотря ни на что, стремился быть прежде всего со Христом и этим стремлением руководствовался в отношениях и с обер-прокурорами Синода, и с уполномоченными по делам религий.
Читать целиком |
|
Прежде всего, стоит уточнить, а что же это такое – патриотизм? В моем представлении патриотизм - это идентификация себя с Родиной, Россией, а значит и с православной культурой, поскольку одно от другого неотделимо. Многим в последние десятилетия хотелось бы, чтобы было отделимо и отделилось, много денег затрачено на пропаганду этого отделения, и атаки на РПЦ сейчас - тоже часть этой кампании. Стоит ли перечислять все те наветы, которые печатались в адрес православной церкви в последние годы, которые в основном тиражировала бульварная пресса, и которые так никогда нигде и не были доказаны? Это лишь часть пропагандистских мифов, которые с советских времен прочно удерживаются в общественном сознании.
Один из таких мифов, который любят повторять воинствующие безбожники – о том, что якобы крестьяне сами, по доброй воле рушили церкви в 1917 году. Этот исторический стереотип повторяется также часто, как и то, что крестьяне сами, оказывается, раскулачивание производили, а казаки сами себя "расказачивали", даи печально известный голод тридцатых годов тоже крестьяне сами себе устроили – уж очень хотели родную власть поддержать…Церкви рушили не крестьяне, а их отмороженная, потерявшая социальные ориентиры беднейшая часть. Это был социально-психологический феномен массовизации, когда народ превращается в толпу, в стадо, внутри которого растворяются не только личностные характеристики, но и социальные интересы, национальные ценности , и тогда эта толпа может "в церковь гнать табун и мясо белых братьев жарить".
Но вели-то толпу не крестьяне, вели фанатики новой социальной доктрины, пришедшей из Европы, апологеты Свободы, которые ее толковали прежде всего как освобожденность от чести, совести и морально-нравственных норм, хранительницей которых была православная религия. Без такой "свободы" большевики не смогли бы взять власть, этим и объясняется их ожесточенная борьба против церкви. Говоря о православной культуре, как основе российского национального самосознания, мы все же не должны отождествлять эту культуру с православием, как религией. Возникает вроде бы и противоречие с тем, что Россия – страна многоконфессиональная. Правда, многоконфессиональность эта чисто номинальная, количество православных по сравнению с остальными конфессиями вынуждает говорить о том, что культура у нас все же православная, в значительной степени предопределившая и национальный характер, и менталитет, и обычаи, и морально-нравственные нормы народ - все то, что относится к его самосознанию. И если учитывать, что понятие культуры значительно шире, чем понятие религии, то мы вправе утверждать, что культура России в той же степени определяется православной религией, в какой протестантизм определяет культуру Европы; влияние мусульманской религии и исламской культуры, безусловно ощущается, но оно как бы органично «встроено» в общую православную культуру многими веками совместного сосуществования и единой истории. Так что подлинным патриотом можно стать, только будучи приобщенным к этой синтетической культуре, основу которой все же составляет православие. Можно при этом быть верующим христианином или мусульманином, или буддистом, даже атеистом – но относящимся с уважением и духовным трепетом к тем религиозным святыням и поддерживающим их социальным институтам, которые веками питали русскую культуру.Такое традиционное, я бы сказал, консервативное понимание патриотизма преследовалось все годы идеологического диктата КПСС, и с наступлением «эры свободы» ожесточенное сопротивление ему только усилилось. Очень многим и и сейчас хочется, чтобы патриотизм толковался только как верность государству - а оно у нас светское. Лучшие черты народного характера - его общинность, соборность, приверженность добру и подвижничество в миру, экзистенциальных дух, блестяще проанализрованный еще Достоевским - все это объявляется нашими либеральными "патриотами" рабскими чертами, несовместимыми с духом свободы.
Говоря о кампании, которая направлена на дискредитация православия в частности, и национального самосознания в целом, я вовсе не имею ввиду пресловутую "теорию заокеанского заговора", или как некоторые исследователи утверждают, что она является следствием «информационной войны» развязанной против России, хотя конечно, американские общественные фонды и организации, продвигающие собственное «мягкое влияние» на постсоветское пространство, приложили к этому руку. Атака на традиционные национальные ценности стала результатом странного совпадения, когда социальные интересы наших "западников", взявших на вооружение ценности общества потребления и бездуховности, странным образом совпали с интересами бюрократии, которая больше всего на свете опасается пробуждения народа, предпочитая, чтобы он оставался в состоянии электорального стада. Такая Россия в анабиозе, конечно, больше приемлема и для тех западных обывателей, которые, как Моника Левински берегла свое платье, хранят в шкафу штаны, замоченные в те времена, когда советская танковая армада нависала над Западной Европой, и которые задают тон в европейском общественном мнении, проникнутом страхом перед «просыпающимся русским медведем». Какой же Родине в таком случае присягают «светские патриоты», относящиеся с презрением к православию или даже ненавидящие его, считающие его не более чем "поповскими штучками"? По всей видимости, они исходят из того, что Родина - всего лишь современное российское государство, без учета того, какой народ в нем живет. А поскольку оно национально обезличено, то в случае чего его легко будет поменять на любое другое государство, в общем, как говорил герой известного фильма «Брат-2» - "где под задницей тепло, там и родина".
Владимир Вольвач
|
Тема дня
Приехали…
Двадцать-тридцать лет назад это стало бы национальной драмой. Помнится, в 70-е годы наши хоккеисты также отвратительно сыграли на чемпионате мира. Наутро новость обсуждали все – на кухнях, на работе, в общественном транспорте… В стране царил траур.
Сейчас все спокойненько, особого траура нет, никто ничего не обсуждает.
А чего рассусоливать? Можно, конечно, принять ссылки биатлонистов на плохую погоду, помянув поговорку про танцора, которому кое-что мешает.
Можно, скрепя сердце, согласиться с Плющенко, что мстительные судьи виноваты в том, что он после четырехлетнего перерыва выйдя на лед, наделал столько ошибок.
Можно даже найти причину того, что и в парном катании не наша команда виновата в падениях и провалах…
И только к моменту выступления нашей сборной по хоккею становится окончательно ясно, что причина одна – мерзкая и подлая.
Недоплатили…
Или разворовали. По всей цепочке сбой произошел – люди, сидящие верхом на Трубе, как-то не совсем правильно распределили ренту. Правильно, но не совсем – где-то зажали больше, чем следовало, и в олимпийский комитет, можно предположить, средства попали с изъяном.
Там, видимо, обиделись и решили тоже увеличить собственную усушку-утруску, за счет, разумеется, спортсменов. Ну, а спортсмены автоматически уменьшили долю своего патриотизма, ограничив ее пределами выделенной суммы.
А какое еще объяснение может быть?
Как ни грустно, весь этот скабрезный олимпийский цирк, как в капле воды отразил всю мерзость состояния нынешнего российского общества. Строили-строили, наконец, построили Общество Чистогана, где всякой ценности соответствует свой рублевый эквивалент, в том числе национальная гордость и достоинство тоже свои ценники имеют. Наши легионеры, зарабатывающие десятки миллионов долларов за океаном, по этому ценнику и сработали – они по-другому уже не умеют.
Одним словом, приехали.
Владимир Вольвач |