юююФельетоныюю

Информационно-публицистический ресурс Владимира Вольвача.

Обновляется по средам и субботам. Последнее обновление 07.11.2010 г.

юююю

Исторический процесс и национальное самосознание / В.Г. Вольвач. – Омск : Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. – 148 с. : ил.Инновационный вуз на рынке образовательных услуг 

© Авторские права защищены. при цитировании ссылка на ресурс обязательна. Производство web-мастерской "Сад камней". Для писем

Мир за неделю

ВЕДОМОСТИ

Гражданское общество: День доверия

Вскоре Россия будет в шестой раз отмечать День народного единства.
Читать целиком
12:31, 7 ноября 2010

Недолгий демарш


Недолгий демарш

Отозванный в знак протеста японский посол вернулся для работы в Москву. Таким образом, демарш Японии из-за поездки президента Дмитрия Медведева на Курилы продлился меньше недели. По возвращении на работу Масахару Коно предстоит готовить встречу премьера своей страны с российским лидером. Подробнее…

все новости

Время. Издательский дом
открыть материал ...

РИА Новости
Переговоры Ирана с Западом по ядерному вопросу могут пройти в Турции

Переговоры Ирана с Западом по ядерному вопросу могут пройти в Турции

13:54 07/11/2010 "Мы сообщили нашим турецким коллегам, что мы пришли к согласию относительно проведения этих переговоров в Турции", - заявил министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. >>

Другие новости дня

Эксперт Online

Идущие маршем

Идущие маршем

В России отметили День народного единства.Фото

Своевременные мысли

ПЕРЕД КЕМ СНЯТЬ ШЛЯПУ?

В ноябре тянет на размышления и сразу несколько праздников на эти размышления наталкивают. День народного единства и годовщина великой Октябрьской социалистической революции опасно соседствуют – если оба этих праздника сохранятся в народной памяти лет пятьдесят, то они, весьма вероятно, сольются в один, как с течением времени слились в одно празднование  языческий праздник встречи весны и христианская Пасха. Данные социологических опросов, проведенных ВЦИОМом, тоже наталкивают на эту мысль. Россияне все больше укрепляются в мысли, что праздник 7 ноября – это  не просто «ноябрьские выходные» как его часто в обиходе величали в советское время, а «День Великой Октябрьской социалистической революции». А День народного единства – это не праздник обретения гражданами собственной государственности, как об этом говорит исторический подвиг Минина и Пожарского, а символ единства всех российских народов. Наверное, с течением времени эти даты будут говорить нашим потомкам о днях, когда не государь, не бюрократия, не властная или интеллектуальная элита а сам народ, ИМЕННО НАРОД, проявлял свою сущность как субъект истории, как главное действующее лицо  исторического процесса.В 1612 и в 1917 году народ брал свою судьбу в свои собственные руки, и такое было нечасто. Можно ли к таким событиям отнести 1991 год? Социологические опросы не дают оснований так думать. Спустя двадцать лет после «величайшей геополитической катастрофы», количество россиян, испытывающих ностальгию по советским временам, все еще составляет 31%, а. как отмечает ВЦИОМ, «в целом же это слово имеет для россиян позитивный смысл, заставляя их испытывать чувство гордости (18%), одобрения (17%), благодарности (13%), восхищения и надежды (по 10%). Значительно реже россияне указывают, что слово «советский» вызывает разочарование (6%), осуждение, скепсис (по 3%), страх, стыд (по 2%) и ненависть (1%)».

Но дело даже не в этом. В событиях 1612 и 1917 годов народ вполне определенно высказался не только поводу своего  на тот момент прошлого, но и выразил четкое видение будущего. Сейчас же народ и с прошлым расставаться не хочет, и будущего не видит. Еще в 70-е годы, когда в общественном сознании назревала коренная переоценка ценностей и идеологический кризис был очевиден. У Василия Шукшина в рассказе «Дядя Ермолай» из самого сердца вырвались потрясающие строки о своем земляке, натуре цельной, точно высеченной из единого камня: «И дума моя о нем - про­стая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или - не было никакого смысла, а была одна работа, работа... Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей... Вовсе не лодырей, нет, но... свою жизнь они понимают ина­че. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так - не кто умнее, а - кто ближе к Истине. И уж
совсем мучительно - до отчаяния и злости - не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так - грамоты ради и слегка из трусости - величаю ее с заглавной буквы, а не знаю - что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем?»
Замечательный писатель земли русской, уже тогда по-чеховски выразил эту неизбывную тоску времени по народному мнению. Шестидесятые годы закончились разочарованием по поводу второго дыхания коммунистической идеи, планы построения самого справедливого в мире общества трансформировались в планы построения общества всеобщего потребления, вызревала необходимость новой идеологической модели будущего. Интеллигенция «со всеми своими институтами и книжками» также как и за сто лет перед этим, никак не могла уловить этого народного мнения о своем будущем, этого содержательного наполнения  символа Правды, которому этот народ издавна поклонялся.И сейчас народ грозно безмолвствует, как в знаменитой трагедии Пушкина «Борис Годунов». Сожалея о советских временах, понимает, что прошли они безвозвратно, но ничем не выражает своего отношения ни к официозным декларациям о модернизации, ни к светозарным планам «догнать и перегнать». Видимо, не в этом видит смысл жизни. Так перед кем-же снимать шляпу, спрашивает у Руси думающая интеллигенция, кому поклоняться, к чему стремиться? Не дает Русь ответа.

Владимир Вольвач

Комментарий
Используются технологии uCoz