Сад камней. Информационно-публицистический ресурс Владимира Вольвача об обществе, о времени и о себе. | Последнее обновление 25.01.2010 |
||
Джером Сэлинджер завещал миру кипы неопубликованных рукописей | |||
Вольвач В.Г. Барановский А.И., Вольвач В.Г. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг. Монография. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005. - 171 с. |
Размышления по поводу НАМИ ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ Стоит посмотреть новгоднее телевидение, чтобы уяснить, каким рисует современеное общество свой ценностный социальный портрет. Именно в панораме телепрограмм, которые хочется видеть, а еще пуще - в художественных фильмах, на которых хочется отдохнуть душой в праздничные дни лучше всего и отражаются ценностные предпочтения. "Ирония судьбы или С легким паром!" - это не просто новогодняя традиция, это квинтэссенция жизни, о которой мы до сих пор мечтаем, или которую вспоминаем, как нечто дорогое, хотя уже давно ушедшее. Минувшие новогодние праздники в этом смысле были рекордсменами - по всем каналам прошли все фильмы Рязанова-Брагинского. Именно этой паре художников как никому другому удалось в полной мере отразить время, и изобразить национальный характер русских в ту пору, когда они еще именовались "советскими людьми". Ну ладно, мы - пятидесятилетние... Но с какой неизбывной тоской порой смотрят эти фильмы молодые, никогда при Советах не жившие! Да и социологические опросы часто отмечают небывалый социально-психологический феномен - ностальгию молодежи о жизни, которой они не жили, и тоску о стране, в которой они не были. Но 80 процентов социальные интересы и ценности наследуются от родителей, и лишь на 20 процентов изменения ценностных ориентаций дает социальная среда и школа. Высказываемые порой наивные представления о том, что стоит родиться и вырасти поколению, которое уже не жило при сталинизме и застойном социализме, как мы получим новое свободное и демократическое общество - увы, несостоятельны. Новое поколение может родиться только внутри нас, нынешних, путем переосмысления своего нынешнего состояния. Если этого не сделаем мы, общество не изменится, значит нынешние подростки повторят нас, как только займут наше место. Достаточно хорошо известно (в американской педагогике, если не ошибаюсь, основопологающая вещь), что дети усваивают ценности не из родительских проповедей и моралитэ, и даже не из системы поощрений и наказаний, а из повседневных родительских поступков. Мы воспитываем своих детей в большей степени своей собственной повседневной жизнью, особенно той ее частью. которая с детьми вроде бы И не связана. Детям передается проявляющееся в поступках наше отношение к другим людям, наша общественная позиция, и так далее. Смена поколений, как ни странно, происходит не в тот момент, когда мы уходим, а дети приходят, смена поколений - в том, что сделали нового мы сами, чтобы изменить собственную жизнь. Чтобы наши дети не были похожи на нас, мы сами должны стать такими, чтобы не походить на себя вчерашних. Видимо, так и происходит - мы стремимся изменить молодежь, а она тем временем меняет нас. Главное, чтобы этот процесс не стал конфликтным. Вопреки распространенному заблуждению, конфликт поколений ("пропала связь времен") не подталкивает, а останавливает общественный прогресс, происходит эффект "потерянного поколения". Так у нас получилось с поколением 90-х годов. У нас есть "шестидесятники", даже застойные 80-е годы войдут в историю именами артистов, поэтов и художников, а вот 90-е в культуре никакими достижениями не отметились. А не было духовного роста, обозначаемого в культуре, - не было и поколения. Мы не вправе осуждать сегодняшнюю молодежь за бездуховность, отсутствие идеалов, потребительское поведение. Эта молодежь - отражение наших собственных ошибок и разочарований в 90-е годы, она - продукт наших несостоявшихся надежд и заблуждений. Владимир Вольвач Цитаты |
||
Производство web-мастерской "Сад камней". E-Mail: soboranin@gmail.com. |