|
ХРИСТИАНСТВО И СВОБОДА Атеизм нынешнего времени представляет собой странное смешение трех течений общественной мысли. В нем самым непостижимым образом перемешался, как остаточное явление в сознании, самый кондовый советский «научный атеизм», да еще воспринятые кое-как верхушки западных якобы либеральных идей, которые почему-то наши западники восприняли своеобразно: религиозная толерантность, или многоверие почему-то прочиталась как полное безверие. Ну и подросла молодая поросль адептов общества потребления с культом бездуховности, плотских наслаждений и звериного эгоизма. Социологические исследования
Как показало исследование, 57% россиян считают себя людьми религиозными. Причем в Южном федеральном округе был зафиксирован самый высокий показатель - 62%. Интересен тот факт, что среди молодых людей зафиксирован достаточно высокий уровень религиозности - 58%. Самые высокие показатели религиозности у пенсионеров - 65%, а самые низкие у респондентов в возрасте 25-34 лет (49%). 36% россиян считают себя людьми нерелигиозными. Респонденты в возрасте 25-34 лет в 4 случаях из 10 (43%) говорили о том, что считают себя людьми нерелигиозными - это самый высокий показатель по выборке. Также часто об этом говорили обладатели высокого уровня доходов (41%). Убежденным атеистом считает себя каждый двадцатый россиянин (4%). Больше всего таких людей проживает в Северо-Западном федеральном округе (8%), а также в сельской местности (8%).Gallup International обнародовала данные международного исследования, посвященного приверженности к религии в разных странах. http://romir.ru/news/res_results Все это разношерстное ополчение двинулось в атаку на православие вообще и русскую православную церковь в частности. Одним из самым дискуссионным является вопрос о христианстве и свободе, то есть пробует угнездиться мысль, что религия и свобода несовместима. Ну давайте рассуждать логически - любая религия, кроме совсем экзотических, позитивна, она утверждает истину не на основе отрицания других верований и культур, или точнее – не столько на основе отрицания, но и на основе провозглашения своего собственного понимания истинной картины мира. Воинствующий атеизм же не создал собственного целостного, идентичного себе учения, он представляет из себя голое отрицание других религиозных мировоззрений, при этом этика заимствована из отрицаемых учений. То есть если другие верования могут сосуществовать с аналогичными себе, то атеизм не может, он в этом случае лишится самого главного своего содержания - отрицания иррациональности мира. В истории было, конечно всякое, но современные религиозные течения в большинстве обществ - толерантны и исходят из принципа - каждый верует как может. И только атеизм провозглашает - не верую! Он нетолерантен, и потому несвободен. Атеизм - идеология тоталитарного общества, и это далеко не случайно. Все основные, особенно традиционные, религии имеют общее для себя аксиоматическое основание - они исходят из того, что духовная жизнь человека - свободна. Самая свободная из них - христианство, она представляет собой по сути идеологию свободы выбора. Именно с этим проявлением сущности христианства воевали при сталинской деспотии, той системе не нужны были люди, духовную жизнь которых нельзя было бы взять под контроль. Все получалось удобно - нет потусторонней жизни, нет души - нет и свободы, а интересы "мирские" под контроль взять легко. Убежденный христианин живет вечно, и смерти не боится, атеист живет в страхе и легко становится рабом всякого человека с ружьем. Большинством образованных людей религия понимается как вера в наличие высшего нравственного закона, который существует вне конкретного человека. Нравственный закон в традиционных религиях в своей сущности един, но его толкование, понимание и следования ему различны, но каждая религия несет в себе обязанности отстаивать собственное мировоззрение. Что должен отстаивать атеизм, если он пуст и состоит из голого отрицания? Вопрос свободы тесно связан с вопросом о смерти, как она понимается атеистами и христианами. Страха смерти нет у того, кто убежден, верует, ЗНАЕТ на основании этого, что смерти не существует? — Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос. — Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И в самом деле, — тут неизвестный повернулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... — тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, — да, саркома, — жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, — и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье — совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто ещенедавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, так как неизвестно почему вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управлял так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? — и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита И как следствие - для верующего выше законов власти, выше воли других людей или организаций - выше всего закон высший, нравственный, который называется Бог, для атеиста воля власти - высшая воля, потому что эту единственную для него жизнь власть может и оборвать, и сделать непотребной. Атеист тотально несвободен - прежде всего от других людей, которые всегда властны над его единственной и неповторимой жизнью, а другой не будет. Атеист - раб сам себя, собственных сегодняшних пристрастий и желаний и легко попадает в зависимость от любого более сильного человека. Верующие - тоже не герои, но у них есть опора, у атеистов ее нет. Владимир Вольвач |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |