© Авторские права защищены. при цитировании ссылка на ресурс обязательна. Производство web-мастерской "Сад камней". Для писем
Вице-президент США китайцам: Вам не о чем беспокоиться | |
Вице-президент США Джо Байден, прибывший в Китай с официальным визитом, заявил, что властям КНР нечего беспокоиться по поводу судьбы казначейских облигаций Соединенных Штатов, крупнейшим держателем которых является Пекин, сообщает агентство Reuters.Такое заявление Д.Байден сделал в разговоре с китайским премьером Вэнь Цзябао. "Я со всей искренностью хочу вас заверить, что волноваться вам абсолютно не о чем", - заявил американский вице-президент.Вэнь Цзябао оценил слова Д.Байдена. "Чрезвычайно важно,... Читать далее > |
Тема дня
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ: ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
В преддверие двадцатой годовщины памятных событий 1991 года две ведущие социологические службы – ВЦИОМ и Центр Юрия Левады провели опросы об отношении россиян к так называемому «путчу ГКЧП». Хотя результаты различаются, но относительное большинство опрошенных склонны, пор версии Левады (39%), считать «путч» «трагическим событием, имевшим гибельные последствия для страны и народа». У ВЦИОМА положительный ответ на аналогичный вопрос дали 25% респондентов, большинство же назвало его «эпизодом борьбы за власть». Но результаты обоих служб почти совпали в одном – лишь десятая часть общества оценивает события 1991 года как «демократическую революцию».Официальные лица как-то не высказались. Зато выползли на свет божий активные творцы той «демократической революции», давно уже выброшенные этой «революцией» на политическую свалку – нелепо и смешно было видеть, как они старались поставить себе в заслугу «исторический поворот», не желая видеть, сколь гибельным он оказался для страны. Тем не менее, на страницах СМИ оживилась дискуссия по поводу того, кем был СССР, и что стало со страной. Когда сегодня говорят об СССР, то делают - чаще сознательно, чем невольно - два неверных допущения. Во-первых, советскую идентичность отождествляют с идеологией, как бы забывая, что на протяжении советского периода идеология в СССР менялась несколько раз, причем существенно. Большевистская идеология первых лет, основанная на парадигме мировой революции, абсолютно несовместима со сталинской парадигмой социализма в отдельно взятой стране. Война заставила внести новые коррективы, классовые ценности окончательно уступили место национальным. Позднее модернизация идеологии продолжалась вплоть до последнего времени, горбачевское «новое мышление» с его приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми могло бы быть продуктивным, если бы в обществе уже не развязалась вакханалия очернительства. Компания геббельсовской по своим методам пропаганды, направленной на разрушение всего и вся. Тем не менее, очередная смена идеологии в 90-е годы вовсе не предполагала безусловную необходимость разрушения не только советского государства, но и отказа от советского образа жизни - реформы были возможны, если бы во главе угла стояли интересы всего народа, а не деградировавшей и погрязшей в шкурничестве элиты. Наступление ценностей «потребительского общества» с его массовой культурой, деидеологизацией и бездуховностью прежде всего развратило именно элиту, поскольку только ей в советское время были доступны зарубежные поездки и разглядывания «витрин капитализма»; элита созрела для деградации и предательства и была готова для того, чтобы поменять национальные интересы на «блага цивилизации». Вторая передержка - говоря об СССР, почти всегда имеются ввиду только глубоко кризисные 80-е годы. А почему не шестидесятые, которые дали невиданный духовный подъем, скачок в развитии науки и техники (один космос чего стоит), реализацию крупнейших экономических проектов? Во всей пропаганде старательно замалчиваются моменты из истории СССР, когда советский образ жизни проявлял свою жизненную силу, и на свет божий извлекаются страницы заката с пустыми полками магазинов. Конечно, в крушении СССР внутрений фактор был главным, именно по этой причине нельзя считать окончание «холодной войны» победой США. СССР был идеологическим государством, и кризис его неотвратимо связан с кризисом коммунистической идеологии в том варианте, в каком коммунистическая идея реализовалась в СССР. Последним всплеском веры в коммунистические идеалы были 60-е годы, после этого в них нарастал кризис (прежде всего из-за национального предательства элиты). У "перестройки" безусловно шанс был (Китай ведь прошел этим путем), но парадокс был в том, что Горбачев - не Дэн Сяопин, и у него шанса не было. Понятие "страна" гораздо шире, чем государство. Государство предполагает граждан с их правами и обязанностями, а страна предполагает народ, с его менталитетом, с его набором ценностей, с представлением о себе самом, своем месте в мире, своей истории и исторической миссии. В 1991 году прекратило свою жизнь государство, ног никакими беловежскими решениями нельзя уничтожить страну - страна не уничтожается даже тогда, когда терпит поражение в войне. потому что жив народ. Ценности, которые в этом деле являются системообразующим элементом, меняются очень медленно - не менее трех поколений должно пройти, прежде чем ценность претерпит изменение. Как бы пропаганда ни старалась изобрести новую социальную и национальную идентичность, ее так и не родилось, мы все еще - советский народ со всеми его преимуществами и недостатками. А значит, СССР все еще жив. 80% людей живут как в СССР, у них требования к государству такие, какие были в СССР, они предпочитают смотреть советское кино, читать книги советских писателей и проч. И те 20%, которые видят государство другим, они не народились после 1991 годов, они и при СССР были. Общество ни по своей структуре, ни по ценностной системе не стало другим. В 1991 году действительно произошла схватка за власть. Приведшая к победе наиболее беспринципной части элиты, и к гибельным последствиям для народа и государства. Но шанс воссоединения единого народа и единой страны и сейчас есть, только нынешние элиты ни в России, ни в республиках в этом не заинтересованы.
Владимир Вольвач
Автор:
Вольвач Владимир, публицист, социолог,
писатель